Содержание
Казначейское сопровождение целевых средств осуществляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, закона о Федеральном бюджете на соответствующий год, а также другими нормативными правовыми актами, такими как приказы Минфина России, Федерального казначейства, постановления Правительства, письмами с разъяснениями. В настоящее время порядок обычного и расширенного (полного) казначейского сопровождения регулируются согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 2024 от 24.11.2021. Ежегодно в законодательство в этой сфере вносятся изменения, документы дополняются, поэтому важно регулярно отслеживать актуальность информации при работе по контрактам с казначейским сопровождением.
Суть казначейского сопровождения заключается в отслеживании территориальными органами Федерального казначейства движения бюджетных средств, которые государство выделяет для выполнения конкретных задач. При этом расчеты проводят через лицевые счета, открытые в подразделениях ведомства.
Какие целевые средства подлежат казначейскому сопровождению:
Все контракты, договоры и соглашения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансируемые за счет средств, для которых предусмотрено казначейское сопровождение, должны содержать следующий ряд обязательных положений, которые касаются:
При казначейском сопровождении средств расчеты по договорам, контрактам в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ, соглашениям проводятся через лицевые счета, которые открывает Казначейство. При этом в контракте отражаются реквизиты счетов заказчика и исполнителя (поставщика, подрядчика). Чтобы получить реквизиты счета исполнителю госзаказа или гособоронзаказа нужно обратиться в территориальный орган Федерального казначейства с пакетом документов для открытия счета. Номер счета можно зарезервировать заранее до заключения контракта, а можно обратиться в ТОФК уже после подписания документа и затем включить реквизиты счета в контракт.
Для открытия счета участник казначейского сопровождения предоставляет в ТОФК документ-основание, карточку образцов подписей и заявление на открытие счета. Список документов может быть дополнен в зависимости от региона.
Казначейство проводит проверку пакета документов на комплектность и правильность оформления. В случае отсутствия замечаний, участнику будет открыт лицевой счет 71. Если документы содержат ошибки или исправления, придется устранять замечания и повторять процедуру заново. Срок рассмотрения документов составляет 2 рабочих дня.
Кроме открытия самого счета получателям бюджетного финансирования необходимо настроить работу в государственной системе Электронный бюджет, при помощи которой осуществляется обмен документами с Казначейством. Система имеет обширный функционал, который позволяет проводить планирование, учет и контроль за средствами федерального бюджета, местных бюджетов, бюджетов субъекта Российской Федерации. Участники казначейского сопровождения используют в работе модуль ПУР КС. Для работы с Электронным бюджетом нужно устанавливать специальное программное обеспечение.
В Электронном бюджете пользователю необходимо создать личный кабинет, без регистрации посетителям портала доступна только общая информация. Для направления документов по контракту в ГИИС ЭБ потребуется оформить сертификат электронной подписи. Это также можно сделать через Казначейство. При этом нужно обратить внимание на настройку рабочего места, т.к. зачастую пользователи сталкиваются с техническими проблемами при настройке Электронного бюджета или установке сертификата ЭЦП. Важно учесть все требования к АРМ, которые являются обязательными для использования функционала Электронного бюджета, и подробно описаны на сайте Казначейства России.
Когда счет открыт и установлено программное обеспечение, можно переходить к процессу расходования денежных средств, определенных контрактом. Исполнитель контракта не имеет права расходовать средства по своему усмотрению. Для оплаты товаров, работ или услуг, приобретаемых в процессе исполнения проектов, участник казначейского сопровождения должен направить в ТОФК Сведения об операциях с целевыми средствами, заполненные в установленной форме, а также перечень документов, подтверждающих факт поставки товара или выполнения работы/услуги и платежное поручение. Сведения об операциях с целевыми средства должны быть согласованы с заказчиком. Только после утверждения Сведений возможно расходовать средства. Направления расходов, указанные в Сведениях, должны соответствовать целям контракта. Согласовать другие затраты в Казначействе не получится. Вывод средств на расчетные счета исполнителей контрактов ограничен. В ряде случаев возможно перечислять средства с лицевого счета заказчика напрямую на банковские счета поставщиков и исполнителей.
В документах, которые направляются в ТОФК, должно прослеживаться отношение расходов к конкретному контракту, таким идентификатором является ИГК. Во время проверки Казначейство изучает документы в части соблюдения условий контракта, Сведений и проводит санкционирование расходов, если сумма не превышает лимита средств, предоставляемых из бюджета. Этот процесс регулируется Приказом Минфина России от 17 декабря 2021 г. N 214н "Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения".
Прибыль в утвержденном размере можно получить после выполнения всех обязательств по контракту. Если остаток средств на счете превысит размер зафиксированной прибыли, разница будет направлена в бюджет.
Обязательным условием казначейского сопровождения средств является ведение раздельного учета расходов, который может быть закреплен в качестве раздела учетной политики организации. Исполнитель контракта должен отдельно отражать все свои расходы по конкретному контракту, начиная с закупки сырья и материалов и заканчивая расходами на содержание помещений и оплату труда. Таким образом, заказчик и органы исполнительной власти смогут отследить на что были потрачены целевые средства и удостовериться в отсутствии нарушений. Правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности закреплены в Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 47. Обязанность вести раздельный учет исполнителями государственного оборонного заказа закреплена в 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.
Порядок ведения раздельного учета необходимо подробно описать в учетной политике компании. Основные моменты, которые нужно отразить:
В связи со сложной экономической ситуацией в некоторых случаях до конца 2024 года при казначейском сопровождении расчетов допускается перевод средств с лицевых счетов заказчиков напрямую на расчетные счета исполнителей. В этот период заказчикам необходимо предоставлять в ТОФК документы, подтверждающие факт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг и реестр документов, подтверждающих затраты для строительных контрактов. Порядок был утвержден Постановлением Правительства № 2438 от 26 декабря 2022 года и продлен Постановлением № 2125 от 11 декабря 2023 года.
Такая мера направлена на упрощение и ускорение проведения операций с бюджетными средства, что дает поставщикам возможность своевременно исполнить условия контрактов.