ГОСКОНТРАКТ
13 мин
Время чтения

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам

Содержание

  1. Основы субсидирования юридических лиц
  2. Расчеты в рамках субсидии
  3. Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности
  4. Оформление раздельного учета

Основы субсидирования юридических лиц

Порядок предоставление субсидий и грантов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам регулируется положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона о бюджете на соответствующий период и другими нормативными правовыми актами, которые устанавливают порядок предоставления конкретной субсидии. Субсидии предоставляются из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местного бюджета. Ежегодно в регламентирующие документы вносятся ряд изменений и дополнений, которые нужно учитывать при использовании средств.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров. Субсидии могут быть выделены в целях разработки технологий производства,на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на разработку конструкторской документации и на иные потребности.

Юридическое лицо - потенциальный получатель субсидии определяется на основании отбора, который инициируется главным распорядителем средств. Порядок и сроки проведения такого отбора и общие требования к участникам утверждаются соответствующим постановлением Правительства.

В числе требований к участникам:

  • Участником отбора получателей субсидий не может являться иностранное юридическое лицо или российское юридическое лицо, в уставном капитале которого доля прямого или косвенного участия офшорных компаний 25 процентов. При определении этой доли не учитывается участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ, акции которых обращаются на торгах в РФ.
  • Для участия в отборе у юридического лице на едином налоговом счете не должно быть задолженности, превышающий размер, установленный пунктом 3 статьи 47 НК РФ.
  • Отсутствие у участника просроченной задолженности по возврату в бюджет иных субсидий и бюджетных инвестиций, (за исключением случаев, установленных Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования).
  • Участник - юридическое лицо не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, статусе банкрота, его деятельность не должна быть приостановлена, а получатель субсидии - ИП не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу постановления от 25 октября 2023 года N 1781 с 2024 года отбор для определения участников - потенциальных получателей субсидий осуществляется на едином официальном портале государственной системы “Электронный бюджет”, в которой главный распорядитель бюджетных средств размещает всю информацию о порядке предоставления субсидии. Участник должен подать заявку на участие в отборе. При первой попытке принять участие в отборе необходимо зарегистрироваться на портале. Без регистрации пользователям доступна только общая информация.

Способ определения получателей субсидии (в форме запроса предложений, конкурса) и критерии отбора определяются решением органов власти, осуществляющих роль главного распорядителя бюджетных средств в зависимости от уровня бюджета. Конкурс используется, когда есть возможность определить прогнозное количество результатов предоставления субсидии, исходя из наилучших условий достижения этих результатов.

При проведении отбора для некоторых категорий участников, например, для субъектов малого и среднего предпринимательства или некоммерческих организаций социальной сферы могут быть установлены преимущества.

Представители главного распорядителя бюджетных средств,аффилированные с участниками отбора получателей субсидий, не допускаются до рассмотрения и оценки заявок, поданных такими участниками.

Если порядком проведения отбора предусмотрена возможность возврата или отправки заявок на доработку, соответствующая информация должна быть направлена участнику в течение одного рабочего дня со дня принятия таких решений с указанием оснований для возврата заявки, а также положений заявки, нуждающихся в доработке.

Соглашение о предоставлении субсидий за счет предоставляемых из бюджета средств также заключается в системе “Электронный бюджет” соответственно с типовыми формами, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.

scale_1200.jpg

В документе указывается:

  • Наименование проекта, для реализации которого выделяется субсидия.
  • Размер финансирования.
  • Условия предоставления средств.
  • Положение о порядке внесения изменений в условия соглашения.
  • Направления расходования средств.
  • Обязанность ведения раздельного учета.
  • Необходимость предоставления отчетов о результатах выполнения проекта.
  • Положение о порядке расчетов посредством лицевого счета, открытого в Федеральном казначействе.
  • Условия возврата средств при невыполнении условий предоставления субсидии.

Также в текст документа включается обязательный запрет на приобретение за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, в соответствии с валютным законодательством РФ при закупке высокотехнологичного зарубежного оборудования, комплектующих изделий, и иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий.

Для получения права на субсидию организация предоставляет распорядителю бюджетных средств, которому выделяются ассигнования на предоставление субсидий, заявление и справку о соответствии предусмотренным требованиям.

Отчеты, которые получатель должен формировать в процессе реализации соглашения:

  • Отчет о достижении значений результата предоставления субсидии.
  • Отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия.
  • Отчет о выполнении условий предоставления субсидии и значений характеристик предоставления субсидии.

Перечень документов может варьироваться в зависимости от предмета соглашения.

Соглашение о предоставлении субсидии может быть расторгнуто при недостижение значений результата субсидии, непредоставлении указанных отчетов, в случае выявления в ходе проверок нарушений условий предоставления субсидии. За нарушение порядка предоставления субсидии в отношении организации-получателя могут быть применены штрафы и другие меры ответственности. При расторжении соглашения распорядитель бюджетных средств может провести отбор повторно.

Расчеты в рамках субсидии

При базовом казначейском сопровождении субсидий, выделяемых получателям, их выдача производится в рамках установленных лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году, которые фиксируются на специальных лицевых счетах.

Перечисление средств субсидии, подлежащих казначейскому сопровождению, с лицевых счетов осуществляется территориальными органами Федерального казначейства. Переводы производятся в пределах сумм, необходимых для покрытия финансовых обязательств получателя.

Осуществление операций по использованию целевых средств в виде субсидий проводится территориальными органами Федерального казначейства не позднее второго рабочего дня после получения от участника казначейского сопровождения соответствующих распоряжений о платежах и проверки их согласно установленному порядку.

Для открытия счета получатель государственной субсидии должен обратиться в территориальный орган Федерального казначейства с установленным пакетом документов: соглашение, заявление с указанием реквизитов заявителя, карточка образцов подписей. С порядком обращения можно ознакомиться в соответствующем разделе сайта ТОФК с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Ведомство принимает документы, и, в случае успешной проверки, открывает заявителю счет. При возникновении вопросов и замечаний у сотрудников ТОФК, заявителю будет отказано в открытие счета. После получения уведомления об отказе потребуется устранить замечания и повторно обратиться в Казначейство. Далее для взаимодействия и обмена документами с Казначейством при расходовании полученных средств субсидии используется функционал системы Электронный бюджет и усиленная электронная подпись должностного лица.

Порядок санкционирования расходов устанавливает Приказ Минфина России от № 214н от 17 декабря 2021 года. В целях санкционирования выплат уполномоченным органом участник казначейского сопровождения представляет в ТОФК Сведения об операциях с целевыми средствами, утвержденные в установленном порядке. Казначейство проверяет платежи на соответствие условиям соглашения и Сведений и санкционирует проведении операций. В случае отказа от осуществления платежа необходимо доработать документы.

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности

Получатели средств субсидии обязаны вести раздельный учет всех расходов, связанных с использованием предоставляемых денежных средств. Это способ отслеживания и контроля за распределением и применением финансов, выделенных для конкретных проектных целей соглашения. При раздельном учете во внимание принимаются расходы в рамках всех договоров, заключаемых для достижения результатов данных соглашений о субсидии.

razdel-dkekg.jpg

Раздельный учет необходим для получения информации о расходах, произведенных на всех этапах исполнения соглашения, и обеспечения прозрачности и эффективности использования средств, предоставленных из соответствующего бюджета. Раздельный учет должны вести также подрядчики и исполнители по договорам, заключенным в рамках исполнения соглашения о субсидии. Порядок раздельного учета закреплен в Приказе Минфина России от 30 декабря 2020 года № 334н. Если организация исполняет соглашение без соблюдения правил раздельного учета, контролирующие органы могут привлечь компанию, которая получает бюджетные средства, к административной или уголовной ответственности.

Категории затрат, которые стоит учитывать при ведении раздельного учета в рамках объема предоставляемой субсидии:

  • Прямые затраты. Это расходы, непосредственно связанные с производством товаров/продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Например, приобретение комплектующих либо материалов.
  • Накладные расходы. Статьи расходов, связанные с коммерческой деятельностью, например, затраты на содержание имущества, расходы на персонал. Эти затраты включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по определенному показателю.
  • Административные расходы. Эти расходы включают в себя долю, приходящуюся на административные нужды в контексте реализации целей субсидии.
  • Прочие расходы. В эту категорию входят дополнительные расходы, в том числе, затраты на привлечение кредитных средств для финансирования обязательств (при наличии), обязательства по уплате налогов.

Цели раздельного учета

  • Контроль. Надежное управление и контроль за распределением государственных финансов при использовании субсидий.
  • Законность. Обеспечение прозрачности и соответствия всех финансовых операций требованиям федерального закона.
  • Подробный мониторинг. Детальное отслеживание выполнения обязательств в связи с реализацией соглашения о субсидии.

Оформление раздельного учета

В учетной политике предприятий должны быть подробно описаны условия ведения раздельного учета. Условия должны быть оформлены в соответствии с положением об утверждении внутренних форм документов компании. Раздельный учет можно закрепить в различных формах:

  • Как часть учетной политики.
  • В виде приложения к учетной политике.
  • Как отдельное положение по раздельному учету.
  • В форме методики, инструкции или другого документа, удобного для организации.

При ведении раздельного учета следует четко определить и зафиксировать ряд важных моментов:

  • Объект учета.
  • Дата начала ведения учета.
  • Условия прекращения ведения учета.
  • Установление порядка раздельного учета.
  • Результаты ведения учета.

В заключение стоит отметить, что субсидии от государства играют важную роль в деятельности компаний. Такие проекты способствуют развитию и масштабированию бизнеса. Для выполнения соглашений о субсидии важно учитывать все требования, установленные законодательством в сфере субсидирования, чтобы без штрафных санкций выполнить все условия предоставления средств и иметь возможность на дальнейшее финансирование.

Специалисты нашей компании помогут разработать реализацию соглашения о субсидии, настроят раздельный учет, сформируют отчетность, чтобы вы могли беспрепятственно использовать средства субсидии без нарушения принятых норм и требований закона.


Другие события

Этот веб-сайт использует файлы cookie.
Подробнее см. в нашей Политике конфиденциальности.