ГОСКОНТРАКТ
7 мин
Время чтения

Что такое система госзакупок

Содержание

  1. Роль ЕИС при проведении закупок
  2. Особенности системы закупок в России
  3. Эффективность системы закупок

Российские государственные учреждения и предприятия используют систему государственных закупок для приобретения товаров, работ и услуг. Эта система представляет собой набор правовых и технологических инструментов, позволяющих различным государственным и муниципальным структурам приобретать необходимые ресурсы у разных поставщиков. Поставщиками для госзаказа могут быть как частные торговые фирмы, исполнители работ и услуг, так и физические лица.

Система государственных закупок охватывает широкий спектр операций, начиная от мелких хозяйственных заказов и заканчивая приобретением крупных объектов, техники, зданий. В России основу государственных закупок составляют два федеральных закона: Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ. Дополнительно процесс регулируется подзаконными нормативными правовыми актами. Порядок закупок по 44-ФЗ строго закреплен в законе и одинаков для всех участников системы. 223-ФЗ - рамочный закон, который позволяет заказчикам разрабатывать свои положения о закупке и руководствоваться ими. При этом положения о закупке не должны противоречить ключевым требованиям законодательства РФ.

Роль ЕИС при проведении закупок

Одним из основных инструментов в этой сфере является единая информационная система государственных закупок (ЕИС) для обмена данными между заказчиками и поставщиками. Компании, которые хотят участвовать в госзакупках, могут отслеживать в системе информацию о предстоящих закупки, изучать описание объекта закупки, требования к участникам и другие условия процедуры.

еис.png

Государственные заказчики имеют возможность выбирать различные типы контрактов и способы определения поставщиков. Существуют конкурентные методы выбора поставщика, такие как конкурсы и аукционы, и неконкурентные, когда закупка производится у единственного поставщика.

Важно отметить, что сумма госконтракта и тип закупаемых товаров и услуг могут влиять на определение возможного способа определения поставщика. Также существуют дополнительные требования к участникам, которые могут варьироваться в зависимости от вида закупки. Например, потенциального исполнителя могут обязать предоставить в составе заявки лицензии, разрешения или документы, подтверждающие опыт исполнения аналогичных контрактов (соглашений).

Для продажи своих товаров и услуг предприниматели, которые хотят поучаствовать в госзакупке, должны быть зарегистрированы в ЕИС. После регистрации они могут подавать заявки на участие в различных тендерах, учитывая особенности взаимодействия с заказчиками.

Особенности системы закупок в России

В системе госзакупок России существуют механизмы, которые позволяют защитить интересы как заказчиков, так и исполнителей. Для закупок по 44-ФЗ учет этих требований является обязательным, заказчики по 223-ФЗ также могут использовать эти механизмы при определении подрядчиков. В частности:

  1. Обеспечение исполнения контракта (договора). Это своеобразная финансовая гарантия, которую предоставляет победитель государственных закупок при заключении контракта. Размер обеспечения обычно устанавливается в процентном соотношении к цене контракта. Это обязательство направлено на защиту интересов заказчика в случае некачественного исполнения или невыполнения поставщиком своих обязательств. Если закупкой предусмотрено такое обеспечение, заключение контракта осуществляется только после перечисления на счет заказчика средств в размере суммы обеспечения или предоставления банковской гарантии.
  2. Обеспечение гарантийных обязательств. Это обеспечение соответствия продукта или услуги установленным заказчиком требованиям, включая качество, гарантийный срок, объем предоставляемых гарантий и оказание гарантийного обслуживания. Чтобы выполнить эти обязательства, поставщик может предоставить финансовое обеспечение, которое блокируется на весь период гарантии, или предоставить независимую гарантию. Гарантийные обязательства имеют большое значение для заказчиков, поскольку обеспечивают надежность и качество при поставке продукции или услуги, а также защиту их интересов в случае недостатков или несоответствия.
  3. Реестр недобросовестных поставщиков. В реестр могут попасть участники закупок, которые уклонились от заключения контракта, в том числе уклонением будет считаться ситуация, когда участник подписал контракт, но не предоставил обеспечение. Также в реестр попадают поставщики, не исполнившие или ненадлежащим образом исполняющие обязательства по проекту. Восстановление в правах после такого включения может быть долгим и потребует судебных процедур.
  4. Преференции для малых и средних предприятий, социально ориентированных некоммерческих организаций. Заказчики обязаны закупать товары и услуги у субъектов МСП и СОНО в определенных объемах от общего годового объема закупок в соответствии с законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Для оценки отнесения компаний к субъектам МСП используются установленные государством или заказчиком критерии. Это способствует развитию малого и среднего бизнеса в стране.

  5. Национальный режим. Это набор нормативов, разработанных с целью регулирования процесса покупки госзаказчиками товаров, работ и услуг иностранного производства. Их главная задача заключается в обеспечении национальной безопасности и обороны страны, а также в поддержке отечественных производителей. Поэтому при использовании нацрежима для иностранных поставщиков в этом случае устанавливаются ограничения.
особенности госзакупов в РФ.jpg

Эффективность системы закупок

Эффективность системы госзакупок в России подвергается постоянной оценке. Система создала конкурентную среду, где разные экономические субъекты могут предоставлять услуги заказчикам на равных условиях. Единая информационная система госзакупок упростила взаимодействие между заказчиками и поставщиками. Функционал ЕИС достаточно хорошо разработан и ежегодно оптимизируется с целью цифровизации системы закупок.

Однако существуют и некоторые проблемы, включая большую долю неконкурентных закупок и высокий процент несостоявшихся сделок. Некоторые компании, особенно малые и начинающие предприятия, могут испытывать сложности при участии в торгах и соблюдении всех юридических и процессуальных требований.

В целом, система государственных закупок остается ключевым элементом российской экономики, создавая возможности для бизнеса и обеспечивая государственные и муниципальные потребности.

Другие события

Этот веб-сайт использует файлы cookie.
Подробнее см. в нашей Политике конфиденциальности.