ГОСКОНТРАКТ
10 мин
Время чтения

Что такое казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ

Содержание

  1. Контракт
  2. Идентификатор государственного контракта
  3. Открытие лицевого счета в Казначействе
  4. Расходование средств
  5. Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности

Расчеты по государственным контрактам могут предполагать банковское или казначейское сопровождение средств. Процедура казначейского сопровождения средств, которые выделяются из федерального, регионального или местного бюджетов, обязывает заказчиков и исполнителей вести расчеты по заключаемым госконтрактам через специальные лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства.

___.jpg

Простыми словами, казначейское сопровождение государственных контрактов в рамках 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” или 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” - это надзор за целевым использованием средств бюджетного фонда, который выполняет орган Федерального казначейства. Целевые средства выделяются госучреждениям для обеспечения исполнения поставленных задач и достижения конкретных условий. В связи с этим такие средства должны расходоваться исключительно по предназначению: на покупку товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для успешной реализации государственных целей.

Правила казначейского сопровождения государственных контрактов регулируются нормативными правовыми актами, установленными законодательством России. В эти правила регулярно включаются актуальные изменения. Порядок обычного и расширенного казначейского сопровождения осуществляются согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 2024 от 24.11.2021.

Контракт

В случае заключения контракта с казначейским сопровождением в документ включаются дополнительные условия:

  • О согласовании привлекаемых субподрядчиков.
  • Об открытии лицевых счетов для подрядчиков и субподрядчиков.
  • О предоставлении в территориальный орган Федерального казначейства документации, подтверждающей факт целевого использования средств и выполнение контракта.
  • Об идентификации госконтракта.

Идентификатор государственного контракта

Отличительной особенностью исполнения таких контрактов является ИГК - Идентификатор государственного или муниципального контракта. Этот уникальный код служит для четкой идентификации и ведения учета по государственным и муниципальным закупкам, а также по всем связанным с ними финансовым операциям.

Каждый контракт или договор, финансируемый за счет целевых средств, получает свой неповторимый ИГК, который нельзя использовать для других сделок. Этот код размещается до или после номера контракта с разделительным символом "/", при этом сам код не является частью номера контракта.

ИГК активно используется как государственными, так и муниципальными заказчиками при казначейском сопровождении, а также головными исполнителями и другими участниками процесса. Он присутствует во всех документах, связанных с контрактом - начиная от самого контракта, заканчивая договорами с субподрядчиками и платежными документами. Такое применение ИГК обеспечивает детальный контроль за расходами на каждом этапе реализации проекта от момента заключения контракта до финальных расчетов.

Для указанных контрактов, занесенных в реестр госзакупок, ИГК формируется автоматически после их регистрации. В случае закрытых контрактов, информация о которых не размещается в реестре, формирование идентификатора осуществляется заказчиком самостоятельно. По аналогии такие же идентификаторы присваиваются договорам (соглашениям) о выделении целевых средств и контрактам бюджетных и автономных учреждений.

Открытие лицевого счета в Казначействе

Исполнителям (поставщикам, подрядчикам) контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для осуществления операций с целевыми средствами предусмотрено открытие специальных казначейских счетов. Открыть счет можно через территориальный орган Федерального казначейства. Порядок обращения, перечень и формы документов приведены в соответствующем разделе сайта ТОФК. 71 лицевой счет используется для учета операций, проводимых участниками, не связанными с бюджетным процессом.

Этапы открытия лицевого счета указанными субъектами:

  • Подготовка необходимых документов согласно утвержденному списку.
  • Заполнение заявления на открытие счета и карточки с образцами подписей.
  • Предоставление документов в ТОФК на проверку.
  • В случае корректного оформления документов, счет будет открыт.
  • Если обнаружены ошибки или предоставлен неполный пакет документов, клиент уведомляется письменно об отказе в открытии счета с указанием причин. В таком случае необходимо исправить ошибки и повторно подать документы.

Обмен документами с Казначейством происходит через портал единой информационной системы управления государственными и муниципальными финансами “Электронный бюджет”. Для работы в системе уполномоченному лицу требуется усиленная электронная подпись, которую можно получить в ТОФК.

t_c2724536304c73d4935e038f1fcd3baa_body.jpg

Расходование средств

Право на выполнение оплаты по государственному или муниципальному контракту, подлежащему казначейскому сопровождению, возникает после проведения сотрудниками территориальных подразделений Федерального казначейства тщательного анализа условий контракта (договора, соглашения) и платежных документов. Они проверяют соответствие выполненных работ и поставленных товаров заявленным характеристикам и требованиям таких контрактов (договоров, соглашений).

Процесс санкционирования расходов Казначейством:

  • Исполнитель подготавливает и предоставляет заказчику Сведения об операциях с целевыми средствами. Все данные сначала согласовываются с заказчиком, после этого направляются в ТОФК.
  • Заказчик анализирует предоставленные исполнителем Сведения в течение 10 дней.
  • Если заказчик выявляет несоответствия, он направляет исполнителю уведомление об отказе.
  • Исполнитель вносит корректировки и повторно отправляет документы заказчику для одобрения.
  • Когда Сведения утверждены, исполнитель в установленном порядке направляет для оплаты в ТОФК документы, подтверждающие расходы (отчетные документы: акты, товарные накладные и иные документы), платежное поручение, в некоторых случаях направляется реестр подтверждающих документов.
  • В случае успешной проверки ТОФК отражает суммы на лицевом счете участника казначейского сопровождения. При выявлении ошибок можно получить отказ. В этом случае сотрудник Казначейства возвращает документы с указанием необходимости внесения корректировок.

Перевод средств, которые подлежат казначейскому сопровождению, подрядчикам на обычные расчетные счета в банке ограничен. Для определенных контрактов существует возможность перечисления денег с лицевого счета заказчика напрямую на счета поставщиков и исполнителей в кредитных организациях. Это избавляет исполнителей от обязанности открывать лицевой счет в Казначействе, если они выполняют условия контракта и предоставляют требуемые документы.

В процессе казначейского сопровождения ТОФК контролирует качество и сроки выполнения контракта, а также полное соответствие прибыли и себестоимости заявленным показателям.

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности

Исполнители, которые заключили государственный контракт с казначейским сопровождением, в обязательном порядке должны вести раздельный учет. Раздельный учет может быть зарегистрирован в компании в качестве отдельного положения или приложения к учетной политике. В раздельном учете отражается вся информация о расходах при исполнении контракта. На основании этих данных подтверждается целевое использование средств, выделенных из федерального или местного бюджета, и формируется обоснование цены продукции. Без правильного раздельного учета организация не сможет должным образом подтвердить свои расходы, себестоимость продукции или услуг. Это может привести к невозможности получения средств с лицевого счета в Управлении Федерального казначейства, особенно в случаях расширенного казначейского сопровождения госконтрактов или когда средства выделяются по утверждению заказчика.

Для подтверждения себестоимости необходимо следовать особым правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47. Порядок ведения раздельного учета для всех контрактов, которые подлежат казначейскому сопровождению в 2023-2024 годах, регулируется Приказом Минфина России от 29.12.2021 года № 210Н.

Особенности раздельного учета (РУ):

  • РУ - это детализированный бухгалтерский учет всех затрат и ресурсов (закупки комплектующих и материалов,расходов на персонал,в т.ч. заработной платы, за исключением расходов по оплате труда, финансируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении исполнителя госконтракта, арендных платежей, налогов и т.л.), связанных с каждым конкретным контрактом.
  • Отличия в методах учета от общепринятой бухгалтерии в части состава затрат, распределения накладных расходов и определения финансового результата.

В целях раздельного учета следует учитывать:

  • Что именно подлежит учету (например, конкретный контракт или группа товаров, работ, услуг).
  • Какие статьи расходов считать прямыми, а какие - накладными.
  • Как правильно распределять накладные расходы.
  • Важность документального подтверждения каждой операции.

Работа по контрактам с бюджетным финансированием имеет определенные особенности, которые важно учитывать, чтобы обеспечить своевременное исполнение своих обязательств и избежать штрафов. Наши казначеи настроят работу по вашему контракту с казначейским сопровождением с учетом всех требований закона: поможем открыть счет, настроим расходование денежных средств, разработаем порядок ведения раздельного учета, исключим риски нарушения утвержденных норм и правил.

Другие события

Этот веб-сайт использует файлы cookie.
Подробнее см. в нашей Политике конфиденциальности.