Содержание
Расчеты по государственным контрактам могут предполагать банковское или казначейское сопровождение средств. Процедура казначейского сопровождения средств, которые выделяются из федерального, регионального или местного бюджетов, обязывает заказчиков и исполнителей вести расчеты по заключаемым госконтрактам через специальные лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства.
Простыми словами, казначейское сопровождение государственных контрактов в рамках 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” или 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” - это надзор за целевым использованием средств бюджетного фонда, который выполняет орган Федерального казначейства. Целевые средства выделяются госучреждениям для обеспечения исполнения поставленных задач и достижения конкретных условий. В связи с этим такие средства должны расходоваться исключительно по предназначению: на покупку товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для успешной реализации государственных целей.
Правила казначейского сопровождения государственных контрактов регулируются нормативными правовыми актами, установленными законодательством России. В эти правила регулярно включаются актуальные изменения. Порядок обычного и расширенного казначейского сопровождения осуществляются согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 2024 от 24.11.2021.
В случае заключения контракта с казначейским сопровождением в документ включаются дополнительные условия:
Отличительной особенностью исполнения таких контрактов является ИГК - Идентификатор государственного или муниципального контракта. Этот уникальный код служит для четкой идентификации и ведения учета по государственным и муниципальным закупкам, а также по всем связанным с ними финансовым операциям.
Каждый контракт или договор, финансируемый за счет целевых средств, получает свой неповторимый ИГК, который нельзя использовать для других сделок. Этот код размещается до или после номера контракта с разделительным символом "/", при этом сам код не является частью номера контракта.
ИГК активно используется как государственными, так и муниципальными заказчиками при казначейском сопровождении, а также головными исполнителями и другими участниками процесса. Он присутствует во всех документах, связанных с контрактом - начиная от самого контракта, заканчивая договорами с субподрядчиками и платежными документами. Такое применение ИГК обеспечивает детальный контроль за расходами на каждом этапе реализации проекта от момента заключения контракта до финальных расчетов.
Для указанных контрактов, занесенных в реестр госзакупок, ИГК формируется автоматически после их регистрации. В случае закрытых контрактов, информация о которых не размещается в реестре, формирование идентификатора осуществляется заказчиком самостоятельно. По аналогии такие же идентификаторы присваиваются договорам (соглашениям) о выделении целевых средств и контрактам бюджетных и автономных учреждений.
Исполнителям (поставщикам, подрядчикам) контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для осуществления операций с целевыми средствами предусмотрено открытие специальных казначейских счетов. Открыть счет можно через территориальный орган Федерального казначейства. Порядок обращения, перечень и формы документов приведены в соответствующем разделе сайта ТОФК. 71 лицевой счет используется для учета операций, проводимых участниками, не связанными с бюджетным процессом.
Этапы открытия лицевого счета указанными субъектами:
Обмен документами с Казначейством происходит через портал единой информационной системы управления государственными и муниципальными финансами “Электронный бюджет”. Для работы в системе уполномоченному лицу требуется усиленная электронная подпись, которую можно получить в ТОФК.
Право на выполнение оплаты по государственному или муниципальному контракту, подлежащему казначейскому сопровождению, возникает после проведения сотрудниками территориальных подразделений Федерального казначейства тщательного анализа условий контракта (договора, соглашения) и платежных документов. Они проверяют соответствие выполненных работ и поставленных товаров заявленным характеристикам и требованиям таких контрактов (договоров, соглашений).
Процесс санкционирования расходов Казначейством:
Перевод средств, которые подлежат казначейскому сопровождению, подрядчикам на обычные расчетные счета в банке ограничен. Для определенных контрактов существует возможность перечисления денег с лицевого счета заказчика напрямую на счета поставщиков и исполнителей в кредитных организациях. Это избавляет исполнителей от обязанности открывать лицевой счет в Казначействе, если они выполняют условия контракта и предоставляют требуемые документы.
В процессе казначейского сопровождения ТОФК контролирует качество и сроки выполнения контракта, а также полное соответствие прибыли и себестоимости заявленным показателям.
Исполнители, которые заключили государственный контракт с казначейским сопровождением, в обязательном порядке должны вести раздельный учет. Раздельный учет может быть зарегистрирован в компании в качестве отдельного положения или приложения к учетной политике. В раздельном учете отражается вся информация о расходах при исполнении контракта. На основании этих данных подтверждается целевое использование средств, выделенных из федерального или местного бюджета, и формируется обоснование цены продукции. Без правильного раздельного учета организация не сможет должным образом подтвердить свои расходы, себестоимость продукции или услуг. Это может привести к невозможности получения средств с лицевого счета в Управлении Федерального казначейства, особенно в случаях расширенного казначейского сопровождения госконтрактов или когда средства выделяются по утверждению заказчика.
Для подтверждения себестоимости необходимо следовать особым правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47. Порядок ведения раздельного учета для всех контрактов, которые подлежат казначейскому сопровождению в 2023-2024 годах, регулируется Приказом Минфина России от 29.12.2021 года № 210Н.
Особенности раздельного учета (РУ):
В целях раздельного учета следует учитывать:
Работа по контрактам с бюджетным финансированием имеет определенные особенности, которые важно учитывать, чтобы обеспечить своевременное исполнение своих обязательств и избежать штрафов. Наши казначеи настроят работу по вашему контракту с казначейским сопровождением с учетом всех требований закона: поможем открыть счет, настроим расходование денежных средств, разработаем порядок ведения раздельного учета, исключим риски нарушения утвержденных норм и правил.