Новости на kaznaonline

Казначейское сопровождение госконтрактов

Новости
Государство контролирует расходование средств из бюджета. Их направляют на обеспечение социальной поддержки, обеспечение территориальной целостности и пр. Для достижения целей заключают контракты. За их исполнением проводят строгий надзор. Обязанность по его выполнению возложена на казначейские органы. Такой подход позволил ужесточить контроль за использованием бюджетных средств. Их можно направить только на определенные цели. Нарушение чревато санкциями. Правила контроля за расходованием денег определены законодательно. Но сопровождение выполняют не всегда. Его проводят в отношении государственных заказчиков. Однако есть нюансы, которые нужно учесть.

Нюансы казначейского сопровождения 

Процесс сопровождения госконтрактов строго регламентирован законодательно. Ранее особенности его проведения закреплял Федеральный закон №275-ФЗ. Однако нормативно-правовой акт периодически обновляют. Потребность в коррективах возникает из-за меняющихся реалий. Законодательную базу вопроса пересмотрели. Теперь контроль за расходованием бюджетных средств проводят с учетом закона №44-ФЗ. Он закрепляет инструменты, позволяющие контролировать эффективность их использования.
Госзаказчик работает с целевыми средствами. Так называют финансирование бюджетного предприятия, выполняемое для достижения определенных целей, а также создания условий, необходимых для глобальных задач. Если проводится целевое использование средств, выделенные суммы можно применять только строго по назначению. Игнорирование правил чревато привлечением к ответственности. Обычно деньги направляют на:
·      закупку товаров, необходимых для выполнения стоящих перед государством задач;
·      оплату выполненных работ;
·      получение услуг.
Правила получения средств из бюджета тоже регламентированы. Чтобы сумму перечислили, получатели обязаны открывать спецсчета. На них переводят деньги. Открытие счета возможно только через ФК. Другие способы не предусмотрены. Оно отвечает за расходование средств, контролирует целевое использование выделяемых сумм.
Правила сопровождения ФК также строго определены. Они вытекают из положений ПП РФ №2106. Казначейское сопровождение получило широкое применение. Часто его используют для решения крупных задач. Оно применялось при:
·      подготовке к проведению ЧМ по футболу;
·      возведению важных комплексов;
·      строительстве Крымского моста;
·      возведении космодрома «Восточный».
Это не весь перечень проектов, в рамках которых практиковался метод контроля. Его используют, если стоящая задача важна и требует привлечения большого количества участников, не относящихся к государственному сектору, поэтому встает вопрос контроля за их работой.
Проведение казначейского сопровождения снижает риски для госзаказчика. Он получает возможность управлять ими. В результате снижается вероятность неисполнения обязательств. Риски для самих исполнителей тоже уменьшаются. Коммерческие организации смогут рассчитывать на оплату после сдачи проекта.
Сегодня ведется активное развитие КС. Это повышает количество клиентов ФК. Ими становятся компании, работающие в форме:
·      юридических лиц;
·      крестьянско-фермерских хозяйств;
·      индивидуальных предпринимателей.
Детально продуман процесс сопровождения клиентов. Эта задача возложена на Центры, отвечающие за контроль за соблюдением правил расходования выделенных сумм и проведение платежей. Их подразделения расположены в разных городах РФ. У центров специализаций довольно много задач. Главные из них:
·      создание единых лицевых счетов для клиентов;
·      обработка документации;
·      выполнение санкционирования расходов.
Перед платежными центрами стоят иные задачи. Они взаимодействуют с банками РФ и кредитными организациями. Процесс проводится для выполнения платежей.
Если клиент сотрудничает с ФК, он может не посещать его отделения лично. Сегодня проводится удаленное сотрудничество. Операции можно выполнять через личный кабинет. Он расположен на сайте «Электронного бюджета». Чтобы получить доступ к нему, нужно зарегистрироваться. Потребуется электронная подпись. Ее оформляют бесплатно. Чтобы получить подпись, нужно обратиться в любой удостоверяющий центр ФК.
На практике не все клиенты могут работать дистанционно. Если возможность отсутствует, допустимо посещение отделения ФК. Обращения принимают территориальные подразделения. Они есть в каждом субъекте РФ.

Надзор и сопровождение

Вопрос казначейского сопровождения закреплен законодательно. Однако периодически правила меняют. Теперь надзор проводится за целевым бюджетом, который выделяют муниципалитеты или государство, если средства направлены на следующие проекты:
·      проведение субсидирования в отношении юридических лих;
·      взаимозачеты по контрактам с единым поставщиком;
·      предоставления авансов по ряду контрактов;
·      выполнение взносов в уставные капиталы.
Это не все проекты, в отношении которых проводят сопровождение. Могут быть установлены лимиты по сумме сделки. Чтобы уточнить потребность в сопровождении, свяжитесь с нашими сотрудниками и получите предварительную консультацию. Помните, что есть ряд исключений, позволяющих избежать сопровождение.
Обычно ФК курирует крупные контракты, если их финансирование проводят из бюджета. Информацию о потребности в проведении процедуры включают в документацию и проект контракта.

Кто контролирует расходование средств казначейских счетов?

Изначально проводятся госзакупки с учетом требований законодательства. Когда исполнитель выбран, госзаказчик начинает сотрудничество с ним. Компания, заключившая сделку, имеет право привлекать субподрядчиков. С ними заключают договоры. Это приводит к формированию цепочки исполнителей.
Для получения оплаты из бюджета компания открывает счет в ФК. Но это условие не считается обязательным по ряду контрактов. Если исполнитель не соблюдает его, привлечение к ответственности недопустимо. Открывать счет необходимо, если сделку заключают на большую сумму денежных средств. В этом случае исполнитель обязан соблюдать алгоритм действий. Перечень контрактов, в отношении которых проводится сопровождение, вытекает из положений закона №44-ФЗ. Такую меру применяют для следующих сделок:
·      контракт заключили на сумму, превышающую 100 млн. руб.;
·      предполагается выдача субсидий;
·      госконтракт стал частью уже реализуемых обязательств;
·      проводятся авансовые платежи по договорам, если их размер больше 100 млн. руб.;
·      договор подписан с единым поставщиком для выполнения распоряжения Президента, а также ряда других целей;
·      иные соглашения, сопровождение которых предусмотрено законодательно.
Предусмотрены исключения. Сопровождение не проводится, если деньги выделяют для госконтрактов, которые заключают на покупку услуг связи, коммунальных услуг, электричества и пр.

Проведение сопровождения

Проводя контроль, ФК обязано действовать строго по регламенту. Он закреплен в Постановлении правительства РФ №2024. Если используются целевые средства, провести финансовую операцию удастся только после открытия счета в учреждениях ЦБ РФ. Для его получения необходимо обратиться в территориальные подразделения ФК. Требование установлено для выполнения контроля за движением денег, перечисляемых юридическим лицам и иным участникам сделки, которые не являются участниками бюджетного процесса.
Сумма может быть передана участникам сделки. Чтобы они получили деньги, нужно открыть лицевой счет. Его создадут по запросу заявителя. Счет нужен для перечисления сумм. Если он отсутствует, перечислить платеж по контракту не удастся. Счета также нужны для списания средств. Процедуру проводят после передачи контракта и других документов, подтверждающих наличие обязательств по расходованию суммы.
Деньги могут быть переведены на банковский счет. Подобная процедура возможна, но только в качестве исключения. Так, ее проводят, чтобы юридическое лицо смогло выполнить обязательства по предоставлению заработной платы работникам.
Когда проводится контроль, у исполнителя появляется ряд обязанностей. Он должен выполнять условия, которые включены в контракты:
·      открыть счет для обеспечения движения средств по нему;
·      предоставлять документы, подтверждающие целевое расходование средств;
·      передавать информацию об исполнителях, которые привлечены в рамках исполнения госконтракта.
Чтобы контролировать исполнение соглашения было проще, определяют правила предоставления информации. В документах, которые передают в уполномоченные органы, указывают идентификатор госконтракта.
ФК проводит полный контроль за исполнением обязательств. Он следит за выполнением взаимозачетов сторон. Представители инстанции могут запрашивать любые документы, контролировать объемы поставок, следить за соблюдением положений соглашения.
Проведение идентификации
Документации, передаваемой в уполномоченные органы, может фигурировать идентификатор. Он нужен для быстрого определения контракта, по которому проводится работа. Состав идентификатора строго определен. Это код, который включает 20 цифр. Его присваивают после формирования реестровой записи. Информация важна. Она используется в процессе сделки. Код сохраняется в течение всего срока исполнения договора.
Порядок формирования кода также определен. Правила проведения процедуры закреплены в приказе Казначейства РФ №5. Комбинацию цифр активно используют. Ее прописывают в документации, фигурирующей в сделке.

Порядок открытия казначейского счета

Если организация сумела подучить контракт и стать исполнителем, она обязана открыть лицевой счет. Правила его создания закрепляют действующие нормативно-правовые акты. Он нужен для контроля за правомерностью расходования средств. ФК открывает только 1 счет. Чтобы с ним было удобно работать, предусмотрены разделы. Их открывают для каждого документа-основания.
Чтобы стать владельцем счета или создать новый раздел, необязательно лично посещать уполномоченный орган. Возможно дистанционное взаимодействие. Оно проводится через интернет.
Личное открытие также возможно. Для этого лицо посещает территориальное подразделение инстанции и предоставляет документ-основание, дающий право на создание нового раздела. Однако подавать заявку удаленно проще. Так удастся сэкономить время.
Когда счет открыт, компания получает право совершать операции с ним. На счет перечисляют авансы, отправляют оплату за выполненные работы. Однако для перевода должны присутствовать основания. Исполнителю предстоит предоставлять сведения об операциях с целевыми средствами. Обязательно указывают планируемые суммы и цели их использования. Зафиксировать особенности расходования можно также дистанционно. Операция выполняют через личный кабинет.
Информацию о расходовании получает заказчик. Он утверждает сведения. Иногда исполнитель сам выполняет операцию. У него должно быть разрешение на утверждение информации о расходовании. Если его нет, данные автоматически поступят заказчику. Информацию можно корректировать. Работу с ней проводят через личный кабинет.

Поступление средств на счет исполнителя

Когда наступает срок предоставления денег, заказчик формирует платежное получение. Действие выполняют через личный кабинет. Одновременно проводится проверка. Процедуру выполняется Центр специализации. Если контроль пройдет успешно, документы передают в банк. Здесь проводится анализ информации. Затем деньги зачисляют на счет. Они поступают в раздел счета. Если он еще не был открыт, средства придут на счет без градации. Платеж проходит почти моментально. Клиент имеет право запросить выписку, следить за состоянием счета онлайн.

Заказы Министерства обороны

Если заказ оборонный, его сопровождают обязательно. ФК следит за расходованием выделенных средств. Однако предусмотрены исключения. Можно избежать сопровождения, если сделки заключены для обеспечения деятельности Росатома, ФСБ и органов внешней разведки.
Чтобы уточнить правила сопровождения, получить помощь в подготовке отчетности, воспользоваться консультацией, заказать расчетно-калькуляционные материалы, воспользуйтесь нашими услугами. Мы специализируемся на сотрудничестве с компаниями, работающими с государственными заказами. Наши сотрудники знают особенности их выполнения. Доверив выполнение обязательных операций нам, вы сэкономите время и избежите ошибок.