Содержание
Гособоронзаказ - это направление государственных закупок, связанных с поставкой, ремонтом, модернизацией военной продукции, вооружения, военной и специальной техники, а также для удовлетворения других нужд в сфере обороны и безопасности страны. Финансирование ГОЗ осуществляется за счет бюджета государства. Такие закупки регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 года № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и подзаконными правовыми нормативными актами, которые устанавливают порядок регулирования цены на продукцию (Постановление Правительства от 02.12.2017 года № 1465), правила ведения раздельного учета (Постановление Правительства от 19.01.1998 года № 47) и другие важные аспекты ГОЗ.
Закон 275-ФЗ устанавливает правила для формирования, размещения закупок и выполнения госконтрактов в этой области. Он также определяет государственный оборонный заказ как юридические отношения между государственным заказчиком и головным исполнителем. Государственным заказчиком могут быть федеральные органы исполнительной власти, Росатом или Роскосмос, представляющие интересы государства в этой сфере.
В отличие от госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ для государственных и муниципальных нужд, в которых могут принимать участие ИП, юридические и физические лица, для исполнителей ГОЗ установлены более строгие правила.
В качестве головного исполнителя оборонного заказа может выступать российское юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое заключило соответствующий контракт в рамках государственного оборонного заказа. Закон явно предписывает, что иностранные организации, независимо от вида деятельности, не имеют права выступать в качестве головного исполнителя по таким контрактам.
Головной исполнитель в свою очередь может создать кооперацию из поставщиков и исполнителей, привлекаемых к поставке товаров, выполнению работ и услуг в рамках ГОЗ. В качестве исполнителя может выступать как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Состав поставщиков и исполнителей должен быть обоснован с точки зрения экономической эффективности, сроков и условий исполнения контракта, а также утвержден до начала исполнения государственного оборонного заказа.
Закупки для гособоронзаказа осуществляются на официальной электронной торговой площадке АСТ ГОЗ. Процедуры на этой площадке проводятся через закрытые торги. От обычных электронных торговых площадок она отличается более высоким уровнем системы защиты данных, а также тем, что информационные сведения, размещаемые на ней, закрыты от публичного доступа.
На площадке АСТ ГОЗ размещаются потребности, которые не ограничиваются только вооружением и военной техникой. Сюда входят и обычные товары, такие как канцелярские принадлежности или проведение ремонтных работ. Однако конкуренция на этой специализированной площадке гораздо ниже, чем на обычных электронных торговых площадках. Это обусловлено более сложным доступом к ней по сравнению с обычными ЭТП.
Именно поэтому у поставщиков товаров, работ и услуг, включая субъектов малого и среднего бизнеса, есть возможность участвовать в торгах на более выгодных условиях.
Как организации получить доступ к АСТ ГОЗ:
Для исполнителей ГОЗ обязательным требованием является открытие отдельного банковского счета в уполномоченном банке для гособоронзаказа и лицевого счета в казначействе - при казначейском сопровождении средств. Такие счета обеспечивают контроль и целевое использование средств, что способствует более надежному выполнению гособоронзаказа.
При банковском и казначейском сопровождении поставщик имеет право расходовать средства с отдельного счета только на определенные цели, которые указаны в контракте. Все денежные операции проходят контроль и согласование.
Исполнение государственного оборонного заказа сопровождается требованием о ведении раздельного учета материальных затрат в разрезе каждого контракта на поставку продукции или выполнение работ и услуг. Это требование касается исполнителей контрактов и договоров на всех уровнях кооперации. Такой учет позволяет организациям подтвердить производственные, хозяйственные, налоговые и другие расходы, обосновать цену контракта и отчитаться перед заказчиком и контролирующими органами.
Уполномоченными за контроль и координацию сферы государственного оборонного заказа назначены ряд ведомств. Основные - это Прокуратура РФ, ФАС России, Минпромторг. Каждое из этих ведомств обладает полномочиями по контролю за соответствующими аспектами государственного оборонного заказа, установленными законодательными актами.
Прокурорам предоставлены полномочия по надзору за соблюдением законов в сфере гособоронзаказа. При этом, порядок и круг лиц, подлежащих ведомственному надзору, определены приказами Генеральной прокуратуры РФ. Проверки прокуратуры могут носить плановый характер или осуществляться на основании обращения о нарушении правил исполнения ГОЗ. Проверяющие имеют право запросить необходимые документы, либо назначить дату для выездной проверки. Отказывать в предоставлении документов нельзя. При этом нужно соблюдать регламентные сроки для ответа на запрос.
В случае выявления нарушений в результате контрольных мероприятий, например, завышения цены контракта или нецелевого расходования средств, орган прокуратуры может инициировать дело об административном правонарушении.
В компетенцию ФАС России входит возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере ГОЗ согласно части 1 статьи 14.55 и части 1 статьи 23.82 КоАП.
Ведомство выполняет важные функции по обеспечению соблюдения законодательства в сфере государственного оборонного заказа и рассмотрению нарушений, что способствует укреплению контроля и надзора в данной области.
Минпромторг России ведет Сводный реестр организаций ОПК и занимается лицензированием деятельности производителей и разработчиков такой продукции как вооружение и военная техника. Орган также регулирует вопросы, связанные с обороной, включая аспекты бронирования гражданских объектов.
Для тех компаний, которые намереваются начать сотрудничество с Минобороны России в рамках военной приемки, требуется получение специальной лицензии ФСБ.
Срыв сроков государственного оборонного заказа может повлечь серьезные последствия для головного исполнителя или исполнителя. Такое нарушение регулируется статьей 14.55 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей. Однако нарушение сроков поставки продукции или выполнения работ несет не только финансовые последствия.
Дополнительная ответственность возлагается на руководителя головного исполнителя или исполнителя в случае грубого нарушения условий контракта по государственному оборонному заказу. В таких случаях руководителю может грозить дисквалификация на срок до 3 лет. Грубым нарушением считается повторное нарушение законодательства, нарушение условий контракта, которое привело к ущербу государству в размере не менее 5% цены контракта или не менее 5 миллионов рублей, а также нарушение условий контракта, которое привело к невыполнению государственного задания по государственному оборонному заказу.
Важно отметить, что нарушения и последствия могут иметь место даже в случае отсутствия претензий со стороны заказчика. Факт нарушения сам по себе может послужить основанием для применения мер ответственности.
Это не исчерпывающий перечень штрафов, которые могут быть назначены за нарушения в сфере ГОЗ. Степень административной или уголовной ответственности варьируется в зависимости от тяжести нарушения и может доходить до лишения свободы, если речь идет о хищении бюджетных средств в особо крупных размерах. В случае принятия обязательств по выполнению государственного оборонного заказа, важно внимательно изучить требования законов и правительственных актов, регулирующих порядок исполнения ГОЗ, а также условия контракта. Это позволит избежать нарушений и потенциальных споров и судебных разбирательств.