При выполнении государственных контрактов существует два основных подхода к финансовому сопровождению: казначейское и банковское.
Казначейское сопровождение госконтрактов – это система управления финансами, осуществляемая государственными органами.
Казначейская система предоставляет возможность строго контролировать каждую стадию финансовых операций, начиная с заключения контракта и заканчивая его исполнением.
Это позволяет минимизировать риски финансовых мошенничеств и нецелевого использования государственных средств.
Казначейское сопровождение госконтрактов имеет и свои недостатки.
Как правило, это очень времязатратный и сложный процесс. Во-первых, он состоит из множества этапов:
Это минимальный набор необходимых действий. В зависимости от вида контракта и различных нюансов потребуются дополнительные опции, о которых чиновники могут не уведомить заранее.
На каждом этапе требуется согласование своих действий с различными государственными органами.
Кроме того, казначейская система может ограничивать гибкость в распоряжении бюджетными средствами, что может затруднить выполнение контрактов в срок, а это, в свою очередь чревато неприятными последствиями - штрафами, неустойками, претензиями и исками от заказчика или других исполнителей, или даже проблемами с законом.
Так как государственная процедура строго регламентирована, ошибки при оформлении документов (даже незначительные на первый взгляд ошибки в контракте) могут стоить исполнителю денег или даже свободы.
Недостаточно знать законы и грамотно составить документацию, чтобы корректно израсходовать средства. Нужно уметь вести особый финансовый учет (раздельный учет), с которым знакомы далеко не все бухгалтеры, прибегать к услугам дополнительных специалистов (как минимум - казначеев), а также уметь лавировать во внутренней системе Казначейства - находить “нужных” людей и правильно с ними взаимодействовать.
Поэтому большинство участников госзаказов предпочитают вести казначейское сопровождение своих контрактов не самостоятельно, а обращаться за помощью к профессионалам.
В отличие от казначейского сопровождения, банковское сопровождение госконтрактов предполагает использование услуг коммерческих банков.
Этот подход обладает большей гибкостью и оперативностью. Банковская система позволяет быстро осуществлять финансовые операции и эффективно управлять бюджетными средствами. Кроме того, банковское сопровождение обеспечивает возможность выбора из различных финансовых инструментов и услуг, что способствует оптимизации расходов и повышению эффективности исполнения контрактов.
Однако, банковское сопровождение госконтрактов может быть менее прозрачным и контролируемым, чем казначейское. Возможны случаи нецелевого использования бюджетных средств или мошенничеств, если учреждение окажется ненадежным. Банк может в любой момент обанкротиться, или у него могут отозвать лицензию на сопровождение госзаказов.
Поэтому крайне важно ответственно и осторожно относиться к выбору банка.
Выбор между казначейским и банковским сопровождением госконтрактов не зависит от желания исполнителя, а регулируется условиями контракта и требованиями госзаказчика. Поэтому выбрать “наиболее приятную” процедуру не получится.
Банковское сопровождение используется в ГОЗ, когда заказчиком выступает Минобороны РФ, Роскосмос и Минпромторг. В таких случаях открывается отдельный банковский счет. Что это такое и как его открыть, мы рассказываем в отдельной статье.